январь 1824 г.

В начале 1824 года в Таврическом дворце состоялось новогоднее празднество.

Декоративное оформление предполагалось как снаружи, так и в интерьерах дворца. Для изготовления декораций из Дирекции императорских театров в Таврический дворец были направлены «состоящие в ведении ее декоратор Гонзага и машинист Тибо».

Знаменитому придворному живописцу и декоратору Пьетро Гонзага было поручено создать декорации и поместить их перед Таврическим дворцом, ближе к каналу с искусственной гаванью. На фоне этих декораций устраивался праздничный фейерверк. Кроме этого он должен был «устроить особую декорацию в театре Таврического дворца, где в день празднества Высочайшие особы иметь изволят вечерний стол».

В парадных залах стены, колонны, люстры и канделябры были украшены выполненными из английской жести дубовыми и лавровыми листьями, звездочками и тому подобным, покрытыми поталью, имитирующей золото, бумажными (из папье-маше) позолоченными венками и масками, а также золотой и серебряной мишурой.

<…> Наружное освещение дворца устраивалось с помощью «шкаликов и плошек, салом напоенных», для чего приготовили 4000 шкаликов и 8000 плошек, а сала «для наливки оных» купили 87 пудов и 32 фунта (1405кг). Однако этого оказалось недостаточно. Только «на освещение дороги, назначенной для проезда в Таврическом саду императорской фамилии», требовалось 2000 плошек. А всего для освещения сада, подъездов и фасадов дворца, по подсчетам Висконти, необходимо было 3950 шкаликов и 6000 плошек. Еще 12000 плошек заказали «на освещение дороги, по которой будет въезд высочайших особ в четыре ряда, а для прочих экипажей — в два ряда».

Интерьеры Таврического дворца освещались свечами и шкаликами, для чего потребовалось 20450 свечей и 13950 шкаликов. Из них наибольшее количество предназначалось для галереи <…>. При таком обилии открытого огня для предотвращения возможного пожара на время праздника из Зимнего дворца вызвали пожарную команду из 30 человек под командованием офицера.

Висконти составил также проект «устройства в Таврическом дворце буфетов и столов с украшениями». Два буфета устраивались в Купольном зале и один, «украшенный золотою посудою», — в зимнем саду <…>. В Большой галерее отвели места для музыкантов и певчих.

«Для удобнейшего зрения фейерверка» пришлось разобрать чугунную ограду парадного двора, позже восстановленную. На нижнем и верхнем этажах «для смотрения фейерверка», по планам Висконти, установили обитые сукном скамейки на 876 персон и предусмотрели стоячие места — всего приблизительно на 1500 человек. <…>

Во время фейерверка высочайшие особы расположились «на половине Ея Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны в комнате, где находились большие часы». Для трех окон этой комнаты на Императорском стекольном заводе, ранее принадлежавшем Г.А. Потемкину-Таврическому, заказали чрезвычайно сложные тогда в изготовлении и дорогостоящие цельные стекла, так что после окончания праздника приказано было «отдать оные на Стеклянный завод».

 

Шуйский В.К. Таврический дворец. — СПб.: «Арт Деко», 2003, С. 71-72